Анна Романова: «Если сейчас не снизить налоги для отелей, можем утратить туристов, а с ними — и украинское гостеприимство!»

Если сейчас не снизить налоги для отелей, можем утратить туристов, а с ними — и украинское гостеприимство!

 

Интервью   |   Анна Романова   |   №1 ФЕВРАЛЬ 2019

 

Начало года украинский гостиничный бизнес встретил в нервном состоянии. Весь январь продолжалось обсуждение изменений в налоговый кодекс, которые принципиально меняют порядок исчисления туристического сбора, как с иностранных туристов, так и c граждан Украины. В обсуждение включились отельеры, представляющие заведения разного масштаба, юристы, сотрудники туристической отрасли. О том, в каком состоянии пребывает индустрия туризма в стране, «Академия гостеприимства» беседовала с народным депутатом Украины, главой подкомитета по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности комитета Верховной Рады, кандидатом экономических наук Анной Романовой

Анна Романова,
глава подкомитета по вопросам развития туризма,
курортов и рекреационной деятельности комитета Верховной Рады,
кандидат экономических наук

 

АГ: На своей странице в Facebook Вы недавно заявили об уничтожении украинской туристической отрасли. Что вы имели в виду?

Анна Романова: Я проанализировала основные события за последние 5 лет, которые оттолкнули туристов от Украины и составила хронологию уничтожения отрасли:

• 2014 — аннексия Крыма, уменьшение въездных туристических потоков в два раза;

• 2014 — ликвидация центрального органа власти, который занимался развитием туризма, Агентства развития туризма и курортов при Кабмине;

• 2016–2018 — исполнительные органы и правоохранители закрывают глаза на мошенничество, необоснованный демпинг и недобросовестную конкуренцию в выездном туризме, из-за чего внутренний туризм несет убытки (украинцы вместо отечественного отдыха выбирают дешевый, но не всегда качественный египетский «олинклюзив»);

• 2018-й — введение военного положения (уменьшение туристических потоков минимум на 30 %), Украина входит в ТОП-10 самых опасных стран для путешествий (по рейтингу всемирного экономического форума в Давосе);

• 2018-й — попытка МИД исключить Китай из перечня стран, граждане которой могут посещать Украину по упрощенной электронной визе;

• 2019-й — МИД ликвидирует систему «визы по прилету», которой за 2 года воспользовались 50 000 туристов, и увеличивает стоимость украинской визы до $20+ (560 грн), в результате Украина становится одной из самых закрытых стран мира;

• начало 2019-го — вводятся новые ставки туристического сбора, что увеличивает стоимость отелей эконом - сегмента минимум вдвое, а также дискриминирует иностранных гостей, чего нет нигде в мире;

• начало 2019-го — «Укрзализныця» вводит платное бронирование билетов для групп туристов в стоимости 200 грн для одного билета. Во всем мире для групповых заказов существуют скидки, а в Украине — наоборот. Это спровоцирует увеличение стоимости билета почти вдвое и массовые отказы от туров.

 

К этому всему можно добавить затягивание открытия аэропорта в Ужгороде, отсутствие новых стандартов для средств размещения, качественной статистики (сателлитных счетов) в туризме, разбазаривание 30 млн грн на рекламу Украины в мире.

 

АГ: В начале января отельная сфера буквально «взорвалась», узнав об изменении базы для начисления туристического сбора. Как получилось, что эти злополучные поправки не были рассмотрены на заседании профильного комитета?

А.Р.: Это яркий пример и диагноз нынешней системы управления в государстве. Многие судьбоносные для отрасли решения буквально «протягиваются» под покровом ночи, без обсуждения с профильным подкомитетом туризма и экспертами. Так произошло и на этот раз. Инициатор нововведений (народный депутат Антон Яценко — ред.) знал, что через подкомитет туризма такие «ноу-хау» не пройдут. Поэтому пошел в обход нашего комитета: внес их в объемный Налоговый кодекс, да так, что большинство депутатов даже не знали, за что голосовали. Слава Богу, ни я, ни моя фракция за это не голосовали. Теперь важно работать с местными советами, чтобы они не приняли максимальные ставки.

 

АГ: О чем говорит мировой опыт — как и в каком размере взимается туристический сбор в странах Европы, за океаном?

А.Р.: В Украине непомерное и неадекватное налогообложение для гостиниц. Для примера: во всех странах Евросоюза для средств размещения ввели сниженный НДС, который в два, а то и в три раза ниже стандартного по стране. Например, в Люксембурге стандартный НДС 17 %, а для отелей — 3 %. В туристической Италии НДС — 22 %, а для отелей — 10 %. То есть у украинских отелей изначально неравные условия в ценообразовании. А тут еще и новый туристический сбор, который при введении ставок выше 0,5 % минимально заработной платы будет превышать 10 % стоимости двуместного номера, чего нет нигде в мире.

 

Кто-то скажет, мол, что такое €1,5 за ночь для иностранца? Стоп. Во-первых, иностранцы бывают разные. Давайте не будем забывать, что наибольшее количество въездов в Украину по сей день занимают граждане Молдавии и Беларуси, некоторые украинские города только за счет них и живут. Во-вторых, давайте исходить из общей туристической привлекательности Украины, по сравнению с теми же Италией и Францией, где турсбор в €1,5 — только для отелей 4–5*, а для кемпингов/хостелов/1-звездочных всего €0,2. Но Италия и Франция, в отличие от Украины — мировые туристические Мекки. Очереди из платежеспособных туристов для посещения Украины нет, нам наоборот, нужно стимулировать спрос.

 

АГ: Есть ли у Вас статистика по объемам средств, привлеченных в Украине от туристического сбора в 2018 году и в предыдущие годы?

А.Р.: До «туристического кризиса» в 2013 году собрали 42 млн грн. В 2014 году количество туристов уменьшилось вдвое и было собрано всего 25 млн. Потом ситуация стала выравниваться за счет внутренних туристов и девальвации гривны, и уже в 2018 году объем сбора увеличился до 91 млн грн на всю Украину.

 

Важно понимать, что туристический сбор, который составляет не более 100 млн грн на всю страну — это капля в море по сравнению с теми косвенными вливаниями в экономику, которые дает туристическая отрасль. Это налог на доходы физических лиц (ведь туризм создает рабочие места!), акцизы на алкоголь и топливо, сборы за парковку, тот же НДС и т. д. В структуре доходов всей страны, как и доходов столицы, турсбор составляет сотые процента! Для некоторых городов гораздо выгоднее отменить турсбор, нежели его администрировать, и громко заявить об этом. Этот шаг обеспечит им рекламу, как самых гостеприимных городов. Но не все чиновники и депутаты это понимают. К сожалению, в этой сфере очень мало профессионалов. Они думают прямолинейно: давайте обложим налогами иностранных туристов, они же не голосуют. А то, что таким образом, «ложится» вся отрасль и туристический имидж Украины вместе с ней — этого им не понять…

 

АГ: Как распределяется туристический сбор в Украине? Способствует ли это развитию туристической привлекательности страны и отдельных регионов?

А.Р.: Я выступаю за то, чтобы туристический сбор был целевым. Сколько собрал местный бюджет, столько и направил на развитие туризма данной территории, на ту же промоцию, удобную навигацию. Сейчас это идет в общий котел и, как правило, используется на местах для «латания дыр», где-то дали подачку перед выборами, где-то потолок протекающий залатали. Я всегда говорю: или принимаем мой закон про целевой характер турсбора, или не будем обманывать туриста, назовем его не туристический сбор, а «сбор латания дыр».

 

АГ: Каким образом Украина продвигает себя как туристическую державу?

А.Р.: Слабенько. Нам сейчас нужна эффективная антикризисная стратегия продвижения и политическая воля, начиная с президента, для ее воплощения. Как в Грузии в 2008-м, когда по стране прошли танки. А у нас те чиновники в Департаменте туризма, которые за это отвечают, не успевают освоить даже половины средств, выделенных на промоцию Украины в мире. Фактически, миллионы гривен сгорают. И никто их за это не наказывает. Почему так? Потому что не воспринимают туризм всерьез. Занимаются собственными вопросами, лоббируют интересы выездных туроператоров. Потому что назначают непрофессионалов, либо людей с сомнительной репутацией и ценностями. При предыдущем директоре департамента туризма и курортов львиную часть денег на промоцию Украины в мире использовали вообще не по назначению. На одни только круглые столы внутри Украины ушло почти 3 млн грн. А в это время Украина продолжает ассоциироваться с опасной дестинацией и отпугивать платежеспособных иностранных туристов.

 

АГ: Можете рассказать о количестве и качественной характеристике туристов, приезжающих в Украину в последние 5 лет?

А.Р.: Начнем с того, что в Украине нет нормальной статистики, которая дала бы полную картину о туристах. Например, пограничники дают информацию только о количестве въездов иностранцев в Украину, но не персонализируют данные. Например, гражданин Смит мог въехать в Украину за год 5 раз и его посчитают как 5 туристов. То же и с выездами украинцев. Например, если я выезжала за год 20 раз, то меня посчитают как 20 выездных украинских туристов.

 

Но если использовать данные мобильных операторов, отельеров и пограничников, можно отследить общую тенденцию. Так вот, топ-3 граждан стран, кто к нам прибывает — это молдаване, белорусы и россияне. И только потом следуют поляки, венгры, румыны, словаки, турки, израильтяне, немцы, американцы, азербайджанцы.

 

Количество въездов пока не превышает 15 млн (в 2012 году было 25 млн), а вот выездов украинцев — более 27 млн, что почти в два раза больше. То есть вместо того, чтобы развивать отечественную туриндустрию, чиновники создают благоприятные условия для выездов из страны, тем самым поднимая экономику Египта, Турции, Греции, Испании и других популярных для отдыха стран. Я подсчитала, исходя из официальных данных НБУ, сколько денег украинцы тратят за границей. Сумма составила около $15 млрд !!! А иностранцы в Украине тратят не более $5 млрд. То есть мы теряем $10 млрд инвестиций в экономику страны.

 

АГ: Какую роль играют отели в туристической структуре страны. На что, на ваш взгляд, нужно обратить внимание украинским отельерам?

А.Р.: Это не отельерам нужно обратить внимание, они молодцы, работают не благодаря, а вопреки. А властям нужно помочь отельерам, как локомотивам индустрии гостеприимства. Я разработала программу выведения отечественного туризма из кризиса, там львиная доля посвящена помощи отельерам:

• снижение НДС для средств размещения до 10 %;

• турсбор целевой, и от стоимости поселения, а не от минимальной зарплаты;

• нулевой налог на землю для инвестора, который строит отельный комплекс на 100 и больше номеров;

• микрокредиты для тех, кто открывает средство размещения (сельская садыба, хостелы, кемпинги и т. д.);

• обновление гостиничных стандартов по примеру европейских;

• категоризация заявочным методом (самостоятельного декларирования в Реестре), когда соответствие проверяют специальные отельные эксперты на местах, а не чиновники;

• обновление программ в ВУЗах на специальностях «гостинично-ресторанное дело», сотрудничество с отелями, чтобы потом не приходилось этих студентов переучивать «с нуля».

 

АГ: Эта программа наверняка заинтересует отельеров. Только что нужно для ее осуществления?

А.Р.: Чтобы эта программа воплотилась в реальность, необходимо давление на власть (президент, Кабмин, Верховная Рада, местные советы) со стороны отрасли. Нужна самоорганизация, как это произошло на примере турсбора. Прослеживается четкая тенденция: в тех городах, где отрасль объединилась и стала требовать от власти пониженных ставок, там власть пошла на компромисс. Там, где не объединились — приняли повышенные ставки. Я готова быть защитником отрасли, но мне нужна такая же отчаянная команда.

 

АГ: Что вы хотите пожелать украинским отельерам?

А.Р.: Выдержки. Я верю, что обязательно наступит то время, когда власть начнет развивать и поддерживать отечественную сферу гостеприимства. Именно эти вера и надежда лично мне не дают опускать руки. Для меня, как и для всех из нас, будет почетно, что я стояла у истоков создания сильной украинской туристической индустрии!

 

Интервью подготовил

Александр Ганиев