Аромамаркетинг: запах комфорта

Аромамаркетинг: запах комфорта

С каждым годом уровень конкуренции возрастает. Отельерами и рестораторами используется все больше маркетинговых уловок, чтобы посетители и туристы запомнили место, где они комфортно отдохнули и о котором останутся приятные воспоминания

№6 ДЕКАБРЬ 2018

 

История использования ароматов

Новое — хорошо забытое старое. Маркетологи в отелях пока недооценивают мощный и эффективный инструмент воздействия ароматов на поведение человека. А он известен еще с древних времен. Жрецы, зная об особом влиянии запахов, окуривали помещения специальными благовониями, чтобы расслабить человека, настроить на душевное общение с богами и, конечно же, «выкурить» нечистую силу. С этой целью использовались сушеные пряные травы, их настои, ароматные масла. По легенде, древнегреческая покровительница брака и семьи Гера, желая соблазнить громовержца Зевса, взяла у Афродиты, богини любви, волшебный пояс со специальными ароматами, дабы усилить свою привлекательность и возбудить плотские желания. Опираясь на современные знания об ароматерапии, можно предположить, что соблазнить верховного бога Олимпа помогли определенные ароматы, которые сейчас называют афродизиаками. К таким ароматам, в частности, относятся иланг-иланг, гвоздика, мускатный орех, розовая ваниль, жасмин и др.

 

«Мы воспринимаем окружающий мир пятью органами чувств, однако с силой обоняния не может сравниться ни зрительное восприятие, ни слуховое, — рассказывает Светлана Кондратюк, психолог, старший преподаватель Киевского университета им. Б. Гринченко (г. Киев). — Человек запоминает 35 % информации, полученной через запахи. Различные ароматы вызывают определенные эмоции, реакции и ассоциации. Через подсознание запахи ассоциируются с определенными воспоминаниями, чувствами: радостью, грустью, восхищением, ностальгией, романтикой, умилением — спектр эмоций не ограничен». В Европе стали ароматизировать торговые помещения приятными запахами еще в середине ХХ века, но целенаправленно начали применять ароматы для увеличения продаж и привлечения клиентов в начале 2000-х годов. О том, как «ведут» за собой вкусный запах свежей выпечки и аромат молотого кофе, известно каждому зашедшему в крупный супермаркет. Тут же забываешь о списке необходимых товаров в кармане, внюхиваешься, пытаясь определить направление запаха, а затем идешь по наитию, высматривая заветную стойку с ароматными булочками и кофемашиной.

 

Ароматы и бизнес

Бизнес заинтересовался влиянием запахов, открыв, что у работников на фоне приятных ароматов повышается производительность труда. Так, в японских фирмах с этой целью организовывали специальные комнаты отдыха, где можно было на некоторое время расслабиться. Директорам крупных предприятий рекомендовали распылять «ароматические активаторы» в помещениях, где должны были проходить важные совещания. В частности, было экспериментально установлено, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность. Аромат розмарина стимулирует умственную работоспособность, память, повышает сосредоточенность и быстрое принятие решений. С помощью запахов апельсина, лаванды, розы, розмарина, сандала можно легко снять стресс.

 

Кроме расслабляющего эффекта, ароматы могут оказывать также стимулирующее влияние, чему есть научное подтверждение, продолжает Светлана Кондратюк: «Пахучие вещества являются катализаторами чувств. Смесь ароматов искушает и вызывает желание, оживляет воспоминания и возбуждает фантазию, окрыляет смелую мечту. Слизистая оболочка носа улавливает сигнал запаха уже на расстоянии 3–4 метра. Через мгновение он уже действует на нервную систему и на ту часть головного мозга, которая управляет эмоциями и чувствами.

 

Человек, как существо духовное, стремится к удовольствиям и радости, ему нужны приятные ощущения и эмоции. Запахи играют здесь не последнюю роль. Поэтому человек осознанно тянется к приятным запахам и избегает неприятных».

 

Многие отельеры знают — чтобы гость ощутил максимальный комфорт и у него родилось желание останавливаться именно в этом отеле и в будущем, нужно позаботиться не только о стильном интерьере, вкуснейшей кухне и мягком, тонком постельном белье. Очень важно отсутствие неприятных запахов в номерах. Для этого используются запахи-нейтрализаторы в виде ароматизированных моющих средств и освежителей воздуха для санации и нейтрализации неприятных запахов в прокуренных вестибюлях, санузлах, кухнях ресторанов при гостиницах.

 

Крупные всемирно известные сети отелей уделяют особое внимание ароматизации помещений. Это создает ощущение комфорта, респектабельности, гостеприимства и приятного отдыха. Положительно влияет на имидж, отражается на прибыльности бизнеса. Легкий аромат встречает постояльцев уже в просторном холле отеля и зоне ресепшн, а затем в гостиничном номере. Это помогает гостю лучше запомнить место отдыха и ассоциируется с приятным времяпрепровождением, с брендом отеля. Для этого используют специальные аромасредства и профессиональное оборудование с учетом объема помещения, цели (нейтрализация запахов и/или ароматизация), регулярности использования.

 

Ароматы в отелях

На украинском рынке аромамаркетинг «заработал» сравнительно недавно. «Когда наша компания начала заниматься аромамаркетингом 8 лет назад, — рассказывает Виктория Симич, коммерческий директор ООО «Мидсан» (г. Киев). — Использование ароматизации в отелях было редким явлением. Кроме того, для таких объемных помещений, как лобби отелей 4 и 5 звезд, нужно мощное профессиональное оборудование. На рынке Украины работали три компании, которые предлагали подходящее оборудование, но оно было дорогое — стоимостью около 2 тыс. долларов. Выбор ароматов был скуден, отели не имели возможности бесплатно тестировать ароматы. Мы первыми предложили сервисную модель (подписку на услугу ароматизации «под ключ»), а также бесплатный тест, возможность попробовать аромат. Мы используем профессиональные системы Scentdirect, ScentStream (США), которые позволяют ароматизировать большие лобби отелей, даже если речь идет об атриумах. Объем пространства в несколько тысяч кубических метров часто покрывается одной единицей оборудования. Наше оборудование превращает масло в мельчайшие аромачастицы, которые способны удерживаться в воздухе до 8 часов, и это позволяет полноценно раскрыться букету аромата».

 

В зависимости от объема помещения используют различное профессиональное аромаоборудование.

 

Чтобы читать дальше, приобретите полную версию журнала