Бизнес-отели: как повысить загрузку в выходные и праздничные дни

Несмотря на сравнительно невысокую конкуренцию на рынке гостиниц, бизнес-отели испытывают проблему с загрузкой номерного фонда в выходные и праздничные дни. Эта проблема актуальна для всех гостиниц, чьей целевой аудиторией является деловой трафик. Чем привлечь гостя? Может ли отельер решить эту задачу самостоятельно? Какая тактика и стратегия может привести к долгосрочным положительным переменам? В этой статье мы постараемся найти ответы на эти и ряд других вопросов

 

Алена Годунова

Спецификой бизнес-отелей является их ориентация на прием людей, которые путешествуют с профессионально-деловой целью. У данной категории гостей существует особые запросы, в соответствии с которыми формируется сервис и структура. Здесь обязательно наличие конференц-залов, полного спектра деловых услуг и бизнес-коммуникаций. Такой отель предполагает расположение в деловой части города и наличие налаженной системы транспортного снабжения с аэропортом, вокзалом, выставочными центрами и другими потенциально интересным для бизнесменов объектами города. А главным заданием всех его структур является быстрый, безотказный и качественный деловой сервис.

Ввиду своей специфики бизнес-отели подчиняются далеко не всем закономерностям индустрии гостеприимства. Их деятельность связана не с культурной и развлекательной жизнью города, а с его деловой активностью и таким явлением, как бизнес-туризм. «Общепринятая аббревиатура для бизнес-туризма — MICE — meetings, incentives, conferences (conventions), events (exhibitions), — рассказывает Надежда Радионенко, начальник управления туризмом Львовского городского совета. — Ни в русском, ни в украинском языке достойного аналога этому названию нет. Традиционно, у нас в стране это понятие именуется безнес-туризмом, деловым туризмом, конференц-туризмом и т.п. Мы в управлении туризмом львовского городского совета часто употребляем термин «индустрия событий и встреч», или «события и встречи».

«Путешествия, целью которых является бизнес, нельзя назвать туризмом, — комментирует Борис Выхрустенко, президент Туристической Ассоциации Украины. — Целью туризма, в первую очередь, является отдых и познавательная деятельность. Интересы  туристов и людей, которые приезжают в город с деловыми целями, принципиально отличаются». Именно поэтому отличаются и факторы, влияющие на потоки туристов и бизнес-туристов. Деловой трафик имеет свои тенденции и тренды, подвержен влиянию таких факторов, как деловая активность города, сезонность, наличие масштабных бизнес-мероприятий в городе и пр.

Сезонность. Интенсивность деловой активности увеличивается  период с февраля по май и с сентября по ноябрь, и понижается в летние месяцы и во время рождественско-новогодних каникул. Соответственно, бизнес-отелям, как и обычным гостиницам, присущи высокие и низкие сезоны, однако распределяются они в обратном порядке. 

В отелях, расположенных в городах с высокой деловой активностью и со слабо развитым туризмом, загрузка в низкий сезон падает очень стремительно. «В июле-августе загрузка на уровне 50-55% — это очень хорошо, —  говорит Елена Мартусевич, руководитель отдела продаж гостиницы ibis Kiev Shevchenko Boulevard. — В январе, как правило, в бизнес-отелях Киева загрузка не превышает 30-40%. Загрузка на уровне 50% — это очень высокий показатель». Исключением в данном случае могут быть бизнес-отели, расположенные в Одессе и других курортных городах. В сезон отпусков и праздников они имеют возможность принимать отдыхающих, а потому фактор сезонности на них практически не влияет.

Деловая активность. В крупных городах регулярно проходят разнообразные мероприятия государственного и международного масштаба: выставки, форумы, конференции, съезды и прочие. «Массовые мероприятия, в том числе концерты, выставки, футбольные матчи и пр., повышают привлекательность города в глазах внутренних и международных туристов, — комментирует Зоя Канзюба, руководитель отдела продаж гостиницы «Рубикон», г. Донецк. — В периоды их проведения наблюдается значительный приплыв туристов, в том числе и деловых. То же касается и экономической активности города. Приплыв гостей в бизнес-отели стимулирует строительство крупных стратегически важных объектов — вокзалов, аэропортов и так далее».

Рабочая неделя. Подавляющее большинство деловых встреч и поездок приходится на будние дни. В связи с этим календарную неделю для бизнес-отелей условно можно разбить на

• период повышенной загрузки: понедельник – четверг;

• период низкой загрузки: с пятницы по воскресенье и праздничные дни.

Если в низкий сезон колебания загрузки в течение недели незначительны, то в высокий сезон в выходные и праздничные дни количество гостей уменьшается на 20-30% по сравнению с показателями загрузки в рабочие дни. Это колебание может быть больше или меньше в зависимости от ряда факторов. Туристическая привлекательность города и расположенность гостиницы неподалеку от городских достопримечательностей могут способствовать привлечению в выходные дни индивидуальных туристов и туристических групп. И напротив, отдаленность от объектов, предоставляющих интерес для туристов, может привести к увеличению этого процента. «Наша гостиница находится возле вокзала. Это очень удобное расположение для  людей, посещающих город с деловыми целями. Однако все места туристической привлекательности от нас отдалены, поэтому в выходные дни загрузка падает примерно на 50%, — рассказывает Зоя Канзюба. —  Привлечь дополнительных клиентов в эти дни практически невозможно».

Причины понижения делового траффика очевидны, но бизнес-отель остается отелем. А значит, ничто гостиничное ему не чуждо. Для городов, которые представляют привлекательность не только для бизнеса, но и для туризма (Львов, Одесса, Киев), решение вопроса заключается в привлечение широкого круга туристов в выходные и праздничные дни. «Харьков не входит в число туристических центров по причине недостатка туристических маршрутов и информированности потенциальных гостей о достопримечательностях города и области, — рассказывает Марина Грабовская, управляющая отелем «Аврора», г. Харьков. — Поэтому на данный момент туризм не является генератором спроса на гостиничные номера в регионе, и соответственно периоды праздничных и выходных дней остаются незаполненными».

 

Читать полностью...