Бюджетные отели: синоним опасности?

Бюджетные отели: синоним опасности?

№6 ДЕКАБРЬ 2019

Светлана Трошина,

заместитель начальника отдела пожарно-профилактической работы Добровольного пожарного общества Украины

 

Пожары периодически возникающие в разных местах, на разных обьектах. Когда случается пожар в одном из отелей, и информация о нем разносится по стране,  потенциальные гости не вникают в подробности. Для них ключевое слово «отель». Соблюдение мер противопожарной безопасности позволит уйти от грустного стереотипа и избежать неприятных последствий

 

Токио Стар - хроника пожара

Резонансный пожар в одесском бюджетном отеле «Токио Стар» потряс всю Украину, информация о нем распостранилась за пределы страны, первые лица государства держат на контроле расследование этого чрезвычайного происшествия.

 

В огне погибли девять человек: десятилетняя девочка и ее мама, две молодые пары, туристка из Австралии, мужчина из Днепропетровской области и еще однин человек, чья личность не была установлена. Десять постояльцев пострадали и были госпитализированы, семерых спасли, сто тридцать шесть – эвакуировали. Среди эвакуированных было двадцать девять иностранцев. В том числе четырнадцать белорусов, пять французов, два гражданина США, два турка, англичанин и один гражданин из Сьерра-Леоне.

 

Спасатели, участвовавшие в ликвидации пожара отмечают, что только чудом удалось избежать большего числа жертв, поскольку форма здания создавала эффект печной трубы и большую тягу, быстро распространяя огонь и дым. Хорошо, что в здании был высокий пустой чердак, пламя ушло туда и ядовитые раскаленные газы вырвались наружу через крышу.

 

Что послужило причиной пожара на самом деле до сих пор остается не выясненным. Наиболее вероятной причиной возгорания эксперты считают короткое замыкание в электрощитовой возле прачечной отеля на втором этаже. Возгорание могло произойти из-за короткого замыкания, спровоцированного перегрузкой сети или другими неполадками в работе электрооборудования. Постояльцы отеля часто жаловались на проблемы с проводкой.

 

Если причина пожара остается под вопросом, то вопиющим нарушением является то, что само помещение не было приспособлено для проживания людей и эвакуации из него. Указателей, которые бы обозначали направление эвакуации из отеля или персонала, который мог бы в этом помочь, просто не было. Пожар начался ночью, когда большинство постояльцев уже спали. Людей в номерах будили стуком в дверь, так как отсутствовала система оповещения о пожаре.

 

Двухэтажный отель был переоборудован из бывшего трамвайного депо. Чтобы минимизировать вложения в его реконструкцию, для разделения комнат использовали перегородки из металлопрофиля, стекловаты, гипсокартона, отделку из пластика. Всего в отеле насчитывалось 270 малометражных номеров, большее количество которых не имели даже окон. Пластик и легковоспламеняющиеся материалы провоцировали распространение огня и создавали смертельный дым, который мгновенно заполонял длинные, узкие коридоры и маленькие номера. Наполненные дымом проходы не позволяли пострадавшим выбраться наружу. Система пожаротушения сработала очень слабо, совершенно не достаточно для того чтобы ликвидировать возгорание.

 

Сигнал о пожаре, который должен был сразу поступить из отеля на пульт охранной компании, а та, в свою очередь, должна была сразу сообщить пожарным, не был передан. Поскольку сигнализация была старая и часто срабатывала ошибочно, на этот раз охранной службой сигнал  был просто проигнорирован. О пожаре в ГСЧС сообщили сотрудники отеля. Несмотря на то, что пожарная часть находится рядом, и спасатели прибыли без промедления, огнем было охвачено уже порядка 200м² площади здания. За непродолжительное время «Токио Стар» выгорел практически полностью, пламя повредило даже крышу. Это говорит о том, что никакой огнезащитной обработки элементов внутренней отделки и наружных конструкций в отеле проведено не было.

 

Горькие уроки нарушений

Ужасного происшествия, унесшего девять жизней и навсегда оставившего потрясение в памяти еще порядка двухсот людей, могло бы не случиться, если бы был соблюден ряд правил пожарной безопасности.

 

Отель должен был быть размещен в приспособленном для этого здании с соблюдением всех строительных норм, с наличием окон, эвакуационных путей и выходов, оснащенных необходимыми указателями в соответствие с разработынным заранее планом эвакуации.

 

Правилами пожарной безопасности для подобных объектов предусматривается специальная планировка зданий, создание противопожарных перегородок, отсеков, изолированных негорючими конструкциями. С помощью противопожарных стен, перекрытий, дверей можно в пределах одного здания  изолировать пожароопасные помещения и не допустить распространения огня в случае его возникновения. В декорации помещений следовало минимально использовать горючие легковоспламеняющиеся материалы. В обязательном порядке должна была быть произведена огнезащитная обработке деревянных и других легковоспламеняющихся конструкций внутри и снаружи отеля.

 

Вся электропроводка и электроприборы, находящиеся в отеле, должны были быть исправны. Их состояние необходимо регулярно проверять и при малейшем подозрении на неисправность, а именно искрение, дым, неприятный запах, следует прекратить работу оборудования и обращаться к специалисту.

 

При возникновении чрезвычайной ситуации гости отеля должны были быть своевременно проинформированы о случившемся. Для этого служит система оповещения и управления эвакуацией. Она всегда должна находиться в рабочем состоянии. После того как стало известно, что причиной срабатывания пожарной сигнализации действительно стал пожар, должна была включиться система оповещения.

 

В отеле в достаточном количестве должны были находиться первичные средства пожаротушения: огнетушители, ящики с песком, бочки с водой, покрывала из негорючего полотна, пожарные ведра, совковые лопаты, пожарный инструмент, который можно использовать для ликвидации пожара в начальной стадии. Сотрудники отеля должны были уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, первичными средствами пожаротушения и знать свои обязанности на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

 

Должно было быть сделано все то, что в идеале следует проводить в каждом отеле. Но, к сожалению, владельцы бюджетных отелей, надеясь на «авось пронесет», чтобы сэкономить, игнорируют вышеуказанные требования. Однако, как показывает практика, иногда за такую халатность приходится платить втридорога.

 

Приобрести полную версию статьи →