Эффективные совещания: ключ к успеху в менеджменте

Эффективные совещания: ключ к успеху в менеджменте

В идее совещаний заключено некое противоречие. С одной стороны, они необходимы и без них невозможна деятельность компании. С другой стороны, они бывают мучительны и неэффективны. Как сделать совещания эффективными и нужны ли они вообще? Этот вопрос задают руководители в поисках наилучшего рецепта управления. Хорошая новость состоит в том, что в самой сути совещаний нет ничего плохого и их вполне можно превратить в полезное времяпрепровождение.

Но есть и плохая новость: чтобы добиться этого, нужно кардинально пересмотреть существующий стандартный для организации подход к проведению совещаний. Улучшив качество своих совещаний, руководители получат в награду за свои труды интерес сотрудников к выполняемым задачам, умение быстро принимать оптимальные решения, которые обязательно приведут к прекрасным результатам

№2 АПРЕЛЬ 2018

 

Корпоративные совещания: польза или вред?

В современном менеджменте остро стоит вопрос о необходимости проведения совещаний. Управленцы и консультанты обсуждают их эффективность, пользу или вред, придумано множество шуток, а соцсети веселят смешными картинками на эту тему. Западная статистика также демонстрирует актуальность данной темы довольно критическими цифрами.

 

Например, исследования 2018 года лондонской консалтинговой компании STL Microsoft Training показали, что совещаниями злоупотребляют не только большие корпорации, как считалось ранее, но и в равной степени малые и средние предприятия. Консультанты подсчитали, что сотрудники компаний в среднем посещают 207 совещаний в год, 67 % из которых являются непродуктивными, поскольку участники не достигают поставленных перед началом совещаний целей. А исследователи из Университета Северной Каролины выяснили, что 65 % всех опрошенных сотрудников разных рангов считают, что совещания отвлекают их от работы, 71 % назвал их непродуктивными и неэффективными, 62 % уверены, что с помощью совещаний не удается сплотить команду. Опираясь на данные международной консалтинговой компании Bain & Company было выяснено, что одно из самых частых описаний целей общих собраний — just because («просто потому, что»). Эти и другие факты из личного опыта любого менеджера говорят о том, что с совещаниями что-то не так, что во время их проведения мы действительно больше времени тратим не эффективно, а порой и откровенно бесполезно.

 

В таком случае, почему мы не отказываемся от такого типа взаимодействия? Спросите у любого управленца и каждый из них ответит, что совещания были, есть и будут. Часть из них так скажет, потому что их собрания не продуктивные, но без них нельзя, а другие будут голосовать «за», так как уже нашли какие-то свои особенные приемы для проведения по-настоящему полезных совещаний и не собираются отказываться от них.

 

Скучно и неэффективно

Итак, в чем же основная проблема совещаний? Психологи, изучающие организации и команды пришли к выводу, что причин всего две. Во-первых, совещания не эффективны и это проблема руководителя. Во-вторых, совещания скучны, а это проблема сотрудников. А ведь действительно на совещаниях скучно. Учитывая, что средний человек может воспринимать информацию на слух всего лишь 10–18 минут, можно быстро сделать вывод о причине скуки. Людям попросту неинтересно! А причина тому — отсутствие драмы. Испокон веков сценарий не меняется: «жили-были, пришла война, началось сражение, мы победили, хеппи-энд». Любая сказка построена таким образом, она передается из поколения в поколения, всегда интересна и актуальна. Нужна драма, способная увлечь людей, нужен конфликт, который будет движущей силой. Однако по факту все иначе: руководители сознательно избегают всякого напряжения и эмоциональности во время совещаний и всегда торопятся закончить его вовремя.

 

Продолжение статьи в полной версии журнала №2 АПРЕЛЬ 2018 →