Евровидение-2017: итоги для туристического рынка | №3 ИЮНЬ 2017

Международный песенный конкурс «Евровидение» во второй раз был проведен в столице Украине — Киеве. Можно сказать, что он прошел успешно — большинство отзывов участников и гостей носят позитивный характер. В принципе, «отбить» затраты от проведения не удалось, да и это практически не возможно, т.к. участие страны изначально носило имиджевый характер, а расходы вложены в такие «неокупаемые» объекты, как благоустройство столицы и дорожная инфраструктура. Многомиллионные доходы в экономику города распределились по отелям, ресторанам и другим инфраструктурным объектам, которые оказались не очень довольны малым количеством гостей. История ЕВРО 2012 повторилась, но уже в меньших масштабах

 

Юрий Григоренко

С учетом опыта проведения Евровидения-2005 и ЕВРО 2012, проведение в Украине крупных культурно-спортивных мероприятий нельзя считать бизнес-проектами, ориентированными на получение прибыли. Это имиджевые мероприятия, которые, может быть, окупятся в будущем — потоком туристом, улучшением имиджа страны и другими материальными и не очень осязаемые вещами. Имидж вообще очень трудно измерять в денежном эквиваленте, но в средне- и долгосрочной перспективе он все-таки приносит выгоду в финансовом выражении.

 

Важно отметить, что Кабинет Министров Украины утвердил план реализации концепции популяризации Украины в мире и продвижения украинских интересов в мировом информационном пространстве. Пока нельзя с уверенностью говорить о том, что этот план не постигнет участь других госпрограмм, которые не выполняются, но сам факт появления данного документа внушает определенный оптимизм.

 

Затраты на проведение Евровидения зависели от готовности инфраструктуры. В Украине более или менее развитая инфраструктура есть только в Киеве, но ее нужно поддерживать, поэтому достаточно высокие расходы на проведение любых мероприятий априори «гарантированы».

 

Плановые расходы на проведение конкурса составили 738,9 млн грн, из которых 455,7 млн грн — средства госбюджета Украины, 200 млн грн — столичного бюджета и 83,2 млн грн — другие поступления (спонсорские деньги, продажа билетов и т.п.). Фактические же расходы составили 603 млн грн, притом что из запланированных 655,7 млн грн госсредств, потрачено лишь 520 млн грн. Таким образом, экономия для государства составила более 135 млн грн. Кроме того, доходы от продаж билетов составили 72 млн грн, что значительно больше плановых показателей (44 млн грн).

 

Вместе с тем, по оценкам киевских властей, они потратили на проведение конкурса 225 млн грн, или €7,5 млн. В апреле Киеврада дополнительно выделила почти 25 млн грн: 19 млн грн — на видеонаблюдение в локациях, 5 млн грн — на приобретение урн и т.д. При этом в целом расходы на Евровидение-2017 не были самыми высокими. Нынешний конкурс в Украине стоил лишь €20,4 млн, тогда как прошлогодний конкурс в Швеции — €23 млн, конкурс в Австрии в 2015 году — €38,2 млн, в Дании в 2014 году — €49 млн, в Азербайджане в 2012 году — €58,2 млн. Справедливости ради стоит отметить, есть и альтернативные оценки, согласно которым Евровидение-2017 обошлось Украине примерно в €25 млн евро. Напомним: смета конкурса, проведенного в Украине в мае 2005 года, составила около $23 млн (120 млн грн по курсу 2005-го).

 

То, что Евровидение-2017 не могло окупиться в классическом понимании инвестирования, было ясно вначале, учитывая анализ затрат. Сложно предполагать, что расходы на благоустройство столицы или дорожные работы могли хоть как-то вернуться в городской бюджет. Все расходы иностранных или внутренних туристов могли бы окупиться только путем увеличения налоговых отчислений от обслуживающих их объектов или компаний (туркомпаний, гостиниц, ресторанов и т.д.). По очень приблизительным оценкам киевских властей, иностранные туристы принесли доход местному бизнесу в размере €20 млн (из расчета €100 в день). Ранее в КГГА рассчитывали, что городская экономика от Евровидения получит до 600 млн грн дохода.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...