Госзакупки отельных услуг: опыт участников и рекомендации экспертов

Госзакупки отельных услуг: опыт участников и рекомендации экспертов

№3 ИЮНЬ 2018

Отельеры пока не обращают внимания на заявки государственных организаций по закупке отельных услуг. Причины понятны — бумажная волокита, закрытость этой сферы для «компаний с улицы» и множество искусственных барьеров. Однако времена меняются. Внедренная система электронных госзакупок делает их более открытыми и повышает шансы гостиниц заполучить кусочек лакомого пирога из государственного бюджета

 

Цена вопроса

С 1 августа 2016 года использование Системы публичных электронных закупок ProZorro стало обязательным для всех государственных органов власти и предприятий. Ожидаемый бюджет всех публичных закупок за 2017 год составил почти 600 млрд грн, а это около 405 тыс. различных тендеров — от приобретения карандашей до ремонта дорог.

 

В сфере гостиничного бизнеса в течение 2017 года через ProZorro объявили 1 400 торгов на 900 млн грн. В среднем участие в редукционах (торгах на понижение) принимали менее 2 (1,95) поставщиков товаров, услуг или работ. На 271 закупку в этой отрасли с общим бюджетом в 23 млн грн пришел всего-навсего один поставщик, который просто подал свое предложение и выиграл тендер.

 

Второй важный момент — это количество несостоявшихся процедур из-за отсутствия в них предложений. Таких закупок было 668, их общий бюджет составил 244 млн грн. «Приведенные цифры показывают, что рынок публичных закупок все еще имеет низкую конкуренцию, а также открыт для предложений со стороны бизнеса», — говорит Александр Коваленок, аналитик отдела маркетинга ProZorro.

 

Мануал для новичка

Для участия в госзакупках через систему ProZorro необходимо сделать несколько шагов и выучить пару-тройку несложных правил. Иначе из-за мелкой и нелепой ошибки можно упустить поставку на круглую сумму.

 

Чтобы начать побеждать в тендерах, нужно сделать первый шаг — зарегистрироваться в системе ProZorro, воспользовавшись услугами одной или нескольких авторизованных площадок. Далее найти тендер, который вас интересует, и подать свое предложение.

 

Итак, пошаговая инструкция от поиска тендера до выигранных торгов.

 

Шаг 1. Ищем нужный тендер

Как и в любой системе закупок, в публичных закупках товары, работы и услуги делятся согласно классификатору (кода) ДК 021:2015. Иногда используется английский термин CPV (Common Procurement Vocabulary) или «Єдиний закупівельний словник» (ЄЗС), что одно и то же. С перечнем кодов можно ознакомиться на сайтах infobox.prozorro.org и dk21.dovidnyk.info. Согласно законодательству Украины, заказчики обязаны классифицировать товары и услуги, которые собираются приобретать, по 4-му знаку кода (помните, что в публичных закупках цифра «0» не является знаком). Например, для продавцов гостиничных услуг коды будут такими: 5511, 5512, 5513, 5521, 5522, 5524, 5525, 5526, 5527. Также стоит обратить внимание на код 9834 — услуги по временному размещению (проживанию) и офисные услуги.

 

После того, как вы узнали свой код, используйте портал ProZorro или одну из авторизованных площадок. В строке поиска есть несколько фильтров. Отмечаете свой код ДК 021:2015. Теперь вам выдадут все закупки, которые когда-либо проводились, проводятся или будут проводиться в ближайшее время. Поэтому в фильтре «Статус» отмечаем «Подача предложений» и «Период уточнений». Именно на эти торги как раз можно подаваться в качестве участника.

 

При необходимости можно отметить регион поставки — для него есть отдельный фильтр. Для каждого фильтра можно отобрать несколько вариантов. Кроме того, поиск можно проводить по ключевым словам. Однако здесь нужно учитывать человеческий фактор и возможную неаккуратность закупщика — в ключевом слове может оказаться ошибка или опечатка.

 

Теперь перед вами список тендеров, которые максимально отвечают вашей деятельности.

 

Продолжение статьи в полной версии журнала №3 ИЮНЬ 2018 →