Игра по нотам: правила трансляции музыки в отеле и ресторане

Игра по нотам: правила трансляции музыки в отеле и ресторане | №5 ОКТЯБРЬ 2017

Приятная легкая музыка, услышанная гостем при входе в отель, призвана погрузить его в атмосферу комфорта и умиротворенности. Она может быть первым фактором, формирующим впечатление о самом отеле. Ненавязчивая мелодия в лобби, ресторане, лифте должна отвлечь гостя от проблем и настроить на позитивную волну. Ведь первое впечатление всегда значимо при формировании общего мнения об отеле, и решения — стоит ли останавливаться в нем в следующий раз

 

В сфере гостеприимства музыка является таким же важным атрибутом сервиса и маркетинга, как и хорошая мебель, посуда, освещение, декор. Как и у всех этих деталей интерьера у музыки есть собственники. И они на законных основаниях имеют право получать вознаграждение за использование их собственности в бизнесе. Именно поэтому владельцы отелей должны платить роялти за использование музыки в деятельности своих заведений. Эта практика законодательно закреплена во всех европейских странах, и Украина — не исключение. В нашей стране вопросы использования музыки в коммерческой деятельности, в том числе и в сфере гостеприимства, регулирует Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года № 3792-XII (далее — Закон № 3792-XII).

 

Согласно Закону № 3792-XII, правообладатели (собственники музыки) имеют право разрешать или запрещать использование их интеллектуальной собственности в коммерческой деятельности предприятий, а также получать вознаграждение за это использование. Соответственно, Закон № 3792-XII обязывает собственников бизнеса, в котором музыка используется для увеличения прибыли, получить разрешение от правообладателя и выплачивать роялти. Эти требования должны быть выполнены до начала использования музыкального контента.

 

Практика выплаты роялти украинскими отелями еще не является повсеместной, но в последние годы наметилась тенденция к росту легализации использования музыки. Андрей Роговой, генеральный директор организации коллективного управления «Украинская лига авторских и смежных прав» (ОКУ УЛАСП) отмечает, что самый большой процент отелей, которые платят за музыку, в столице. «В Киеве практически все отели платят за музыку. Связано это с тем, что роялти выплачивается только за так называемые общественные зоны отеля — рецепция, лобби и так далее. Площадь озвучиваемых зон даже в крупном отеле небольшая, соответственно эти суммы необременительны для бизнеса».

 

Николай Хмилярчук,  директор львовского отеля «Астория» полагает, что платить за музыку — признак цивилизованного ведения бизнеса. «Если творческий человек создал какой-то продукт, то никто не имеет права использовать его без разрешения. И если мы используем творение без разрешения создателя, то мы крадем его интеллектуальную собственность. Отель «Астория» платит за музыку, потому что уважает право собственности и цивилизованно ведет бизнес. Всю свою жизнь я интересовался тем, как работает отельно-ресторанный бизнес за рубежом — в Англии, Швейцарии, других европейских странах. Меня интересовали не только операционные моменты, но и юридические аспекты, вопросы сервиса. Все иностранные менеджеры, с которыми я работал, говорили, что у них эта система давно налажена — есть фирмы, которые собирают роялти и все отели платят за использование музыки, — делится опытом Николай Хмилярчук. — Поэтому занявшись отельным бизнесом в Украине, я был готов к тому, что у нас будет такая статья расходов — роялти за музыку. Когда к нам обратился представитель ОКУ УЛАСП, мы подписали договор и используем музыку легально».

 

Свое отношение высказал Марат Осипов владелец кофейни «КорицА» (Киев): «Я придерживаюсь точки зрения, что любой труд должен оплачиваться. Это касается и моей личной жизни, и ведения бизнеса. Я воспитываю своего ребенка так, что он должен платить за программы в App Store, а не искать пиратские сайты. Ведь кто-то потратил свое время, энергию на изготовление данного продукта.

Так и в бизнесе.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...