Налоговые реформы для HoReCa

Как известно, компании гостиничного и ресторанного бизнеса используют стандартную и упрощенную системы налогообложения или комбинируют их. И та, и другая системы претерпели разного рода налоговые изменения, которые прямо влияют на бизнес. Одни субъекты рынка смогут ограничиться пересмотром бюджета и налоговой нагрузки, а для других необходимо провести реструктуризацию бизнеса. Будут и такие, которые примут решение начать вести честный бизнес и уплачивать налоги. Лишь время сможет дать оценку, насколько эффективными были принятые налоговые реформы.

При этом однозначно можно сказать, что сегодня нет таких компаний, которым налоговые изменения не будут интересны, поскольку они коснулись абсолютно всех игроков рынка. И здесь даже можно пофилософствовать о том, какую пользу принесут реформы самому рынку

 

Елена Макеева, управляющий партнер,

аудиторская фирма «Аксенова и партнеры» GGI

Рассмотрим, каково влияние тех или иных налоговых новаций в разрезе отдельных налогов и сборов. В качестве предисловия не лишним будет отметить, что законодатель, учитывая статистические данные, условно разделил бизнес в Украине на компании с годовым доходом до 20 млн грн (и таких большинство — около 95%) и более. Следовательно, компании с годовым доходом до 20 млн грн получили некие преференции и право выбора.

 

Налог на прибыль

Пожалуй, начать надо с того, что налоговая льгота для гостиничного бизнеса в части налогообложения прибыли предприятий упразднена. Отсутствие какой-либо реакции рынка на данное решение законодателя свидетельствует лишь о том, что такой льготой фактически могли воспользоваться единицы субъектов рынка. При этом предприятия с годовым доходом до 3 млн грн, как и прежде, смогут воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль, однако и здесь есть исключения, сужающие количество субъектов рынка, для которых настоящая норма будет стимулирующей.

Поскольку большинство компаний в сфере гостеприимства имеют доход до 20 млн грн в год, новации в части налогообложения прибыли предприятий выглядят очень привлекательными. Для таких компаний объект обложения налогом на прибыль определяется на основании данных финансовой отчетности, подготовленной по национальным или международным стандартам финансовой отчетности, без дополнительных корректировок финансового результата на налоговые разницы. Следует обратить внимание, что решение о неприменении налоговых корректировок принимается предприятием самостоятельно. Очевидно, что необходимые изменения должны быть внесены в Учетную политику и утверждены руководящим лицом (органом) компании.

Компании с оборотом свыше 20 млн грн обязаны корректировать финансовый результат на три налоговые разницы, связанные с начислением амортизации, резервов и финансовыми операциями (проценты по долговым обязательствам, роялти и т.д.). И здесь каждый бухгалтер абсолютно четко понимает природу этих корректировок: они непосредственно связаны с разными требованиями бухгалтерского и налогового учетов таких хозяйственных операций, а, кроме того, оказывают существенное влияние на финансовый результат. К примеру, финансовый результат до налогообложения будет увеличиваться на сумму начисленной амортизации по правилам бухгалтерского учета (по сути, метод «сторно»), и уменьшаться на сумму начисленной амортизации по правилам Налогового кодекса (НКУ). На первый взгляд, правила прописаны достаточно точно и понятно. Сложность в расчете корректировки может возникнуть только с учетом долговых обязательств со связанными лицами (займы от нерезидентов), поскольку необходимо провести много математических действий.