Особый статус: звездный ликбез

Особый статус: звездный ликбез

№6 ДЕКАБРЬ 2019

Андрей Карпенко

 

Наличие «звезд» у гостиниц уже давно стало международной практикой. Впрочем, единой международной классификации, которая была бы обязательна к соблюдению, на данный момент нет. В Украине же действует добровольная система категоризации, которую не раз хотели сделать обязательной, но пока безуспешно. Как же работает эта система и для чего нужны «звезды»? «Звезды» — это обязанность или право отеля?

 

Категоризация гостиниц или присвоение «звезд» — это один из инструментов, который позволяет упорядочить рынок, устанавливая единые стандарты и критерии качества, оснащения и сервиса для гостиничных девелоперов и шкалу оценивания для туристов. Кроме того, могут быть еще внутренние стандарты, которые используются гостиничными сетями, узнаваемый бренд, который сам по себе может считаться критерием высокого сервиса.

 

Однако, нужно понимать, что звездность отелей сегодня скорее условность, которую можно отнести к маркетинговым инструментам. Не существует единых глобальных условий соответствия той или иной категории. В каждой стране свои стандарты звездности гостиниц. В Украине требования по категоризации устаревшие.

 

«Рынок непрерывно меняется, и такие требования необходимо пересматривать с учетом тенденций. Международные бренды, функционирующие на нашем рынке, позиционируются на уровень выше, чем в мире. К примеру, Park Inn, чаще всего, в мире 3*, в Киеве отель соответствует категории 4*. Грань между категориями в нашей стране нечеткая. Поэтому, в своих отчетах, мы разделяем отели по сегментам: высокому, среднему и ниже среднего», — отмечает Наталья Чистякова, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International (Украина).

 

В любом случае, согласно украинскому законодательству, предоставлять услуги размещения без наличия свидетельства о присвоении отелю соответствующей категории, запрещается (часть 5 статьи 19 Закона Украины «О туризме»). «Категории отелям устанавливаются по результатам добровольной сертификации услуг по размещению относительно безопасности для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, охраны окружающей среды», — напоминает Лина Арамян, руководитель службы по развитию бизнеса сети отелей Premier.

 

По состоянию на октябрь–2019 в Реестре свидетельств об установлении категорий объектам туристической инфраструктуры указаны 360 объектов (см. диаграмму) с установленными «звездами». По сути, в Украине категоризированы только 13% объектов гостиничной сферы из почти 2,8 тыс. гостиниц и аналогичных средств размещения, имевшихся по состоянию на конец 2018 года (данные Госстата). Иными словами, украинские отельеры не спешат проходить процедуру категоризации. Серьезно относятся к получению категории только международные операторы, крупные национальные гостиничные сети и несетевые, 3*-5* объекты.

 

Приобрести полную версию статьи →