№6 Декабрь 2016   |   Присвоение «звезд»: новая форма для старых проблем

 

Украинская история присвоения категорий гостиницам напоминает морской прилив и отлив, т.е. нестабильность, что присуще и украинскому законодательству, правовые коллизии в котором и смена лиц во власти постоянно мешают развитию гостиничного бизнеса. Возможно, в связи с переходом на евростандарты, в т.ч. в части правового регулирования, в вопросе присвоения «звезд» наступит какая-то определенность

 

Юрий Григоренко

Давно известную проблему, когда отельеры (иногда и туроператоры) в погоне за клиентом приписывают себе лишние «звезды», пытались решить внедрением обязательной сертификации. Особенно остро этот вопрос стоял перед проведением Евро 2012, к которому Украина готовилась с небывалым размахом. О том, что мало кто из власть имущих по-настоящему был заинтересован в развитии качественной стороны гостиничного бизнеса говорит тот факт, что почти сразу после проведения Евро 2012 об обязательной категоризации благополучно забыли.

 

Проблема в том, что у отдельных отелей истекли сроки свидетельства об установлении категорий. При этом согласно действующему Закону Украины от 15.09.1995 г. № 324/95-ВР «О туризме» (ст. 19) запрещается предоставлять услуги по временному размещению без наличия свидетельства об установлении соответствующей категории.

 

Минэкономразвития своим приказом № 267 от 19.02.2016 г. создало комиссию по установлению категорий для гостиниц и других объектов, предоставляющих услуги временного размещения в Украине. Комиссия обладает статусом постоянно действующего консультативно-совещательного органа.

 

Категоризация проводится согласно утвержденному постановлением Кабмина от 29.07.2009 г. № 803 Порядку установления категорий гостиницам и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по временному размещению (проживанию) (далее — Постановление № 803), в соответствии со стандартами ДСТУ 4269:2003 «Услуги туристические. Классификация гостиниц» и ДСТУ 4268:2003 «Услуги туристические. Средства размещения. Общие требования» и другими нормативными актами.

 

Стоит отметить, что украинские стандарты уже давно устарели и требуют «модернизации». «Стандарт ДСТУ 4269:2003 уже определенно устарел. Он разрабатывался еще в конце 90-х прошлого столетия, и с тех пор в гостиничной сфере многое поменялось. В целом любой стандарт нужно пересматривать раз в 4 года», — считает гостиничный эксперт Дмитрий Заруба.

 

По словам главы отдела консультационных услуг в сфере недвижимости компании EY в Украине Марины Крестининой, хотя часть требований в ДСТУ, в принципе, соответствует международной практике, некоторые из них либо устарели, либо являются излишними, либо не отвечают лучшим практикам и современным стандартам индустрии гостеприимства.

 

«За 13 лет сфера гостеприимства пошла вперед: привлекается зарубежный опыт, внедряются новейшие технологии. Однозначно, что стандарты нужно пересмотреть, учитывая новые тенденции, запросы гостей, вид отеля (бизнес-отель, курортный отель и т.д.). Для того чтобы привлекать все больше и больше иностранных туристов, важно реализовывать европейские стандарты категоризации», — добавляет менеджер Park Hotel Fomich Виктория Какапич.

 

Кроме того, некоторые требования стандарта ДСТУ 4269:2003 отельеры неспособны выполнить даже при всем желании. Например, респектабельные гостиницы категорий 4–5* в центре столицы из-за физической нехватки площадей не всегда могут позволить себе автостоянку (25% от количества номеров) и бассейн, которые требует от них госстандарт. Совершенно нелепым выглядит требование наличие радиоприемника или возможности приема радиопрограмм во всех номерах гостиниц категорий 1–5*.

 

«Нет необходимости в телефонах коллективного пользования в вестибюле в кабине или под акустическим колпаком (требование ко всем категориям отелей), а также важно пересмотреть и установленную жилую площадь номеров и др. требования. Однако модернизация стандартов должна исходить из принципа формирования качественного предложения на рынке и создания условий для справедливой конкуренции. Излишняя оптимизация и упрощение требований к категориям отелей может привести к ситуации, в которой гостиница способна получить более высокую категорию, нежели та, на которую объективно может претендовать, при этом устанавливать цены на уровне гостиниц более низкой категории, в результате будут страдать потребитель и имидж страны», — подчеркивает Марианна Ярощук, руководитель юридического отдела сети отелей Premier Hotel and Resorts.

 

Читать полностью…