№5 Октябрь 2016   |   Ресторанная диверсификация: выгоды и сложности

 

Украинские рестораторы находят себе новые рынки в других странах. Такая тенденция не является совсем новой, но она не стала и правилом. Высокая стоимость открытия, более сильная, чем в Украине конкуренция и непредсказуемость иностранных рынков, не позволяют данной тенденции стать массовой. С другой стороны, доходы при успешной работе в других странах куда больше, чем от украинских заведений, а регуляторная среда для бизнеса в целом благоприятней

 

Юрий Григоренко

В течение последних нескольких лет украинские рестораторы стали активнее осваивать рынки других стран. Дмитрий Борисов, владелец одноименной сети ресторанов, может похвалиться заведениями в Барселоне и Валенсии, Холдинг эмоций !Fest — объектами в Восточной Европе (формат «Львівська майстерня шоколаду» — в Кракове, Варшаве и Праге) и т.д. Из последних открытий можно отметить выход на рынок ОАЭ украинской сети ресторанов быстрого питания Salateira, которая открыла свое заведение в Дубае.

 

«Мы для развития сети выбрали два новых для нас рынка. Это Беларусь, где уже открыли самый большой ресторан в Минске — «Чайхона БАЗАР» общей площадью 1500 м2, а сейчас активно идут работы по подготовке к запуску ресторана в Казахстане. Обе страны мне очень нравятся. Как бизнесмен я вижу там большой потенциал для развития. Рынок не настолько насыщен, как, например, в Европе», — добавляет владелец международного ресторанного холдинга L'KAFA Group Кафа Усама.

 

Разумеется, у всех наполеоновские планы расширения. Дмитрий Борисов планирует открыть рестораны в Лондоне и Нью-Йорке. В Salateira до 2020 года должны открыться около 100 ресторанов в Украине, Сингапуре, Европе, США и Африке, в том числе на условиях франшизы. Планирует расширяться и холдинг !Fest, который в 2015 году открыл ресторан на новом для себя рынке — в Баку.

 

Нужно отметить, что относительно понятный украинским рестораторам российский рынок, куда раньше планировали расширяться немало компаний, сейчас «неприветлив» по вполне понятным причинам: кризис тамошнего рынка и геополитика. Вместе с тем именно на этот рынок вела свою экспансию сеть FM Group.

 

Со своей стороны, координатор проекта «Рестнбар» Сергей Ефимов отмечает, что существующие факты выхода украинских рестораторов на другие рынки — это скорее исключение, а не правило.

 

В большинстве европейских столиц на ресторанном рынке можно заработать гораздо больше, чем в Украине. Наличие валютной выручки у нас в стране стоит многого. Гривневая прибыль может только казаться большой, но при переводе в доллары или евро она будет ничтожной, т.е. сравнивать ее с европейскими цифрами не имеет смысла. Именно поэтому иностранные инвесторы не спешат идти в нашу страну.

 

Мотивация рестораторов при выходе на другие рынки может быть достаточно разнообразна. «Основной мотив присутствия на новом рынке — возможности роста и развития бизнеса. На рынках дальнего зарубежья их значительно больше, чем на отечественном ресторанном пространстве. Следующий фактор — прозрачные схемы работы, понятное и предсказуемое государственное регулирование, справедливая налоговая нагрузка, качественная защита корпоративных прав инвесторов. На таком фоне и рентабельность продаж выглядит оптимистичнее. Немаловажна и уверенность в зрелости бизнес-модели, ее готовности к вызовам другого рынка и заинтересованности этого рынка в твоем продукте», — уверен генеральный директор сети ресторанов «Сушия» Антон Ходысько.

 

По мнению генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, рестораторов на выход на другие рынки толкают деньги и амбиции. «В украинской ментальности есть почти безусловное доверие ко всему иностранному: импортное у нас считается априори хорошим. Мне кажется, что украинские рестораторы открывают заведения за рубежом, чтобы заработать больше денег и авторитет среди коллег здесь, в Украине. Одно дело — когда сеть сугубо украинская, и совсем другое — когда она по праву получает статус международной. В таких условиях гораздо проще найти инвестора на расширение сети, легче заработать на каких-то услугах. Присутствие ресторанной сети на рынках дальнего зарубежья увеличивает собственный вес ресторатора и его сети на внутреннем рынке. Это прежде всего преимущество для «внутреннего пользования». Иностранцам такая информация ни к чему, там этим никого не удивишь», — считает эксперт.

 

Выход на рынки других стран означает еще и географическую диверсификацию бизнеса. Учитывая перманентные кризисы в Украине и резкую девальвацию гривни, диверсификация — оптимальная модель развития бизнеса. При этом продажа франшиз успешных концептуальных заведений расширяет известность и возможности украинских рестораторов.

 

В качестве сильной стороны украинских рестораторов, которые выходят на рынки других стран, можно отметить универсальность, готовность быстро адаптироваться к новым условиям и трудоспособность. «Наши не разбалованы, они «работяги», и в отличие от многих западных коллег, пройдя «школу бизнеса» в Украине, в совершенстве знают все аспекты открытия ресторана (от кухни до строительных работ)», — подчеркивает Сергей Ефимов. «Украинские рестораторы могут быть успешными на других рынках за счет умения адаптироваться в любых условиях. Мы — закаленные», — добавляет Кафа Усама.

 

Читать полностью…