№4 Август 2016   |   Рестораторы почувствовали оптимизм

 

Эксперты отмечают, что ресторанный рынок активно развивается, а в столице уже не хватает привлекательных локаций для размещения новых объектов. При этом сама ситуация на рынке весьма шаткая и зависит от множества различных внешних факторов. Кроме того, рост посещаемости и оборота еще далек от докризисных показателей

 

Юрий Григоренко

Официальная статистика показывает падение доходов от предоставления услуг в сфере деятельности по обеспечению блюдами и напитками услуг по сравнению с концом прошлого года, что поясняется «несезоном», и повышение — по сравнению с аналогичным кварталом 2015 года.

 

По данным Госстата, за I квартал 2016 года этот показатель снизился на 2,15% (69 млн грн), до 2,9 млрд грн (по сравнению с IV кварталом прошлого года) и повысился на 25,9% (596,1 млн грн) в сравнении с I кварталом 2015 года.

 

Следует отметить, что Госстат изменил методику оценки оборота отрасли, которая раньше учитывалась в рамках анализа розничного товарооборота. Теперь доходы по данной отрасли проходят по направлению деятельности предприятий сферы услуг, которые собираются ежеквартально, а не ежемесячно, как было раньше в торговле.

 

Если посмотреть на различие цифр оборота сферы общественного питания до и после изменения процедуры учета, то имеет место значительное его падение. Оборот за I квартал 2016 года составил 2,9 млрд грн, тогда как в 2014 году этот показатель за тот же период был на уровне 5,5 млрд грн. И это при том что I квартал 2 года назад был, мягко говоря, не самым удачным сезоном для рестораторов. Как видим, часть ресторанного оборота так или иначе ушла из официальной отчетности.

 

Существует и другой официальный показатель, который не очень оптимистичен для отрасли гостеприимства, но слишком общий, чтобы делать на его основе далеко идущие выводы. Так, в структуре совокупных расходов на одно домохозяйство затраты на посещение ресторанов и размещение в гостиницах занимают в 2015 году всего 2%, и снизились по сравнению с 2014-м на 0,3%. Данный показатель свидетельствует лишь о том, что украинцы стали экономить на предметах и услугах «не первой» необходимости.

 

Со своей стороны, эксперты отрасли отмечают существенную активизацию развития ресторанного бизнеса в Украине в последнее время. Хотя прошлый год оказался непростым для столичного ресторанного рынка, но уже со II квартала наблюдалось улучшение, когда посетители стали постепенно возвращаться в любимые заведения.

 

«В 2015–2016 гг. ресторанный бизнес развивался активней, чем до кризиса. Это во многом связано с наличием значительного количества свободных площадок, которые остались после закрытия многих заведений в 2014 году. Также появлялись новые объекты, ввод которых откладывался. С начала года в Киеве открылось более 100 ресторанов, а закрылось — свыше 35. При этом некоторые сети с российскими корнями вообще ушли с украинского рынка», — рассказывает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова.

 

Как отмечает руководитель сети ресторанов «Сушия» Роман Романчук (в начале августа покинул свою должность. — Прим. ред.), в текущем году появилось достаточно много стартапов, новых форматов заведений, но, к сожалению, не всем новичкам удается удержаться «на плаву».

 

«Рынок продолжает очищаться от случайных людей и проектов, сделанных дилетантами. Кроме того, с рынка постепенно уходят старые поставщики и подрядчики, которые проявили неповоротливость и «деловую лень», а на их место можно найти молодые компании, которые предоставляют те же услуги и качественней, и за адекватную цену, т.к. они значительно гибче своих предшественников», — добавляет Сергей Ефимов, координатор проекта «Рестнбар».

 

Кроме столицы, ресторанная жизнь набирает темпы в Одессе и Львове, где динамика открытий-закрытий является положительной. Тогда как в других миллионниках закрывшихся ресторанов больше, чем открывшихся.

 

Рестораторы отмечают, что ситуация с операционными показателями деятельности если и улучшилась, то незначительно. «Сравнивая с 2015 годом, ситуация чуть изменилась в лучшую сторону, чему во многом способствовала стабилизация курса гривни. Мы наблюдаем увеличение посещаемости минимум на 5%, тогда как средний чек вырос на 20%. Но мы еще не вышли на докризисные показатели», — отмечает владелец сети L'KAFA Group Усама Кафа.

 

Со своей стороны, Ольга Насонова говорит, что посещаемость ресторанов выросла примерно на 30%. В отдельных ресторанах в выходные и вечером сложно найти свободный столик.

 

«Общая посещаемость ресторанов «Сушия» в I полугодии улучшилась, в сравнении с I полугодием 2015 года. Этому способствовало открытие новых ресторанов в нашей сети. Если же мы сравниваем конкретный ресторан в этом и прошлом годах, то ситуация может быть разная, в зависимости от факторов влияния», — рассказывает Роман Романчук.

 

Читать полностью…