Цены и загрузка растут, инвесторы выжидают   |   №1 Февраль 2017

 

Ситуация на украинском гостиничном рынке в 2016 году улучшилась, но это изменение скорее свидетельствует о выходе отрасли из кризиса, а не о существенном улучшении ситуации. Поводов для оптимизма в ближайшей перспективе пока мало: новые гостиничные объекты практически не вводятся в эксплуатацию, многие проекты заморожены, а динамика турпотоков не впечатляет свои ростом. Существенно улучшить ситуацию не помогут и спортивно-музыкальные ивенты, которые будут происходить в Украине в текущем году

 

Юрий Григоренко

В 2016 году произошло несколько позитивных изменений в макроэкономической, политической и социальной среде Украины, поспособствовавших положительной динамике и в сфере туризма. «В столице наблюдается постепенное восстановление потока гостей, чему в том числе помогает продолжающееся снижение курса гривни по отношению к большинству валют — безусловно, не очень благоприятный фактор для экономики в целом. Киев становится бюджетным направлением в Восточной Европе для большинства иностранных туристов», — говорит Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса консалтинговой компании JLL.

 

Относительная макроэкономическая стабилизация в Украине, конечно же, наступила (по итогам 2016 года рост ВВП Украины составил 1,8%), но преувеличивать ее значение не стоит. Повышение тарифов на ЖКХ, железнодорожное и автосообщение и, как следствие, рост стоимости товаров и услуг оставляет украинцам все меньше средств для путешествий даже внутри страны, а предпосылок для существенного роста бизнес-туризма (как украинцев, так и нерезидентов) в текущих условиях просто не существует. По данным Госстата, средняя номинальная зарплата в Украине в 2016 году выросла на 23,5%, а реальная — на 11,6%, но это не тот показатель, который дает повод для «гостиничного» оптимизма.

 

Цифры рынка

Главный позитив для украинского гостиничного рынка в 2016 году — постепенный рост загрузки и средней цены продажи номера в национальной валюте.  Провал заполняемости украинских гостиниц, произошедший в 2014 году, постепенно преодолевается, и уже можно говорить о первых  предпосылках стабилизации.  «Опираясь на результаты 2016 года, мы можем, наконец, заявить, что качественный гостиничный рынок Киева пережил плохие времена, и началось восстановление. Загрузка отелей растет второй год подряд; ее среднегодовой уровень составил около 40% против 34% в 2015 году и 29% — в 2014 году», — комментирует Татьяна Веллер.

 

Со своей стороны, в консалтинговой компании Colliers International (Украина) отмечают повышение среднерыночной заполняемости до уровня 40–55% для качественных объектов на отельном рынке г. Киева. В некоторых гостиницах данный показатель был еще выше.

 

По словам директора по развитию отеля Ramada Encore Ксении Гавриш, росту заполняемости отелей в 2016 году способствовали:

• ускоренный процесс получения виз в Украину для граждан Китая, и, соответственно, увеличение потока как бизнес-путешественников, так и leisure-сегмента;

• дополнительный приток туристов из Турции в Украину из-за охлаждения политических отношений между Турцией и Россией,

• а также возвращение MICE-активности украинских и зарубежных компаний, которые ранее ушли с MICE-рынка.

 

Следует отметить: количество иностранных туристов, посетивших Киев в 2016 году,  увеличилось на 15%. Больше всего туристов приезжает из Израиля, Беларуси, Польши, Германии, Азербайджана и Турции. Также в первой десятке граждане России, Грузии, Италии и Великобритании. При этом поток российских туристов в столицу за последних 3 года снизился в 5 раз. В 2016 году в Киеве побывало на 96 тыс. меньше туристов из России, чем в 2015 году.

 

В части ценообразования, по словам заместителя руководителя департамента стратегического консалтинга компании UTG Константина Олейника, из-за девальвации национальной валюты гостиницы категории 5*, большинство отелей категории 4* и частично 3* перешли на ценообразование в евро. В результате обесценивания гривни стоимость размещения в гостиницах, которая значительно увеличилась в 2015-м, продолжила свое удорожание и в 2016 году. Большинство операторов удерживают цены, чтобы избежать снижения доходов и вернуть уровень прибыли уже после окончания кризисного периода.

 

Операционные показатели рынка качественных гостиниц Киева в гривнях

Источник: STR Global, JLL, НБУ.

 

Согласно данным JLL, средний тариф (ADR) в гривнях по итогам года увеличился на 14% — до 3,8 тыс. грн. Таким образом, произошло совокупное увеличение средней цены за ночь пребывания в качественном отеле Киева в местной валюте более чем в 2 раза — на 128% (по сравнению со стабильным периодом для этого рынка — 2013 годом, когда показатель был чуть ниже 1,7 тыс. грн). Доходность на номер (RevPAR) в 2016 году сравнительно с 2015 годом увеличилась на 34% — до 1,5 тыс. грн.  Падение ADR в долларовом эквиваленте практически приостановилось: за 2016 год тариф сократился лишь на 3% — до $150, а RevPAR даже показал рост на 14,6%, — до $60.

 

Читать полностью…