Ключевые аспекты налогообложения гостиниц

 

 

В 2011 году Украина приобрела известность в Европе как налоговая гавань для отельеров ввиду освобождения дохода от налога на прибыль на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года. Однако спустя почти три года можно с уверенностью сказать, что на практике все оказалось не столь радужным и не таким уж безусловным. Рассмотрим детальнее условия освобождения от налогообложения прибыли отельеров.

 

 

Лада Шелковникова, старший юрист, адвокат, руководитель практики Гостиничного бизнеса Адвокатского объединения «Арцингер»,

Светлана Языкова, старший юрист практики Налогового права Адвокатского объединения «Арцингер»

Соответствующая норма Переходных положений Налогового кодекса изложена следующим образом: «Временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года освобождается от налогообложения прибыль субъекта хозяйственной деятельности, полученная от предоставления гостиничных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных или в которых произведены капитальный ремонт либо реставрация существующих зданий и сооружений (при условии, что доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 50% совокупного дохода данного субъекта хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота)».

Как видим, льгота применяется лишь к гостиницам, имеющим категории 3–5*. Ограничив таким образом круг субъектов, получающих налоговые льготы, законодатель поставил в неконкурентное положение субъектов, предоставляющих услуги по временному размещению в аналогичных, нежели гостиницы, средствах размещения, а также гостиницы категорий 2*, 1*, которые занимают не менее значительную нишу на рынке гостиничных услуг. Более того, подобного рода ограничение противоречит общегосударственному курсу на поддержку малого и среднего бизнеса, поскольку именно этот сектор гостиничного бизнеса нуждается в налоговых льготах в первую очередь.

В контексте условий применения льготы следует углубиться в соотношение используемых законодателем понятий «гостиничной услуги» и «услуги по размещению путем предоставления номера для временного проживания», поскольку именно от их правильной интерпретации зависит освобождение от налогообложения прибыли отельеров.

Действующее законодательство определяет «гостиничную услугу» как услугу по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также как иную деятельность, связанную с размещением и временным проживанием. При этом гостиничная услуга состоит из основных и дополнительных услуг, которые предоставляются потребителю в соответствии с категорией гостиницы.

Основной услугой гостиницы считается услуга (включая проживание, питание и т.п.), стоимость которой включается в цену номера. Все, что не входит в цену номера и оплачивается потребителем дополнительно, является дополнительной услугой гостиницы.

В зависимости от уровня обслуживания в гостинице, категории гостиницы и номера в частности (стандарт, полулюкс, люкс), в стоимость номера могут быть включены следующие услуги: завтрак, стирка, глажка, химчистка, услуги доступа к сети Интернет, медицинское обслуживание, спутниковое телевидение, многоразовое питание, услуги мини-бара, организация экскурсионных программ и т.п. Таким образом, учитывая категорию гостиницы и категорию номера, вышеперечисленные услуги могут быть основными (включаться в стоимость номера) либо дополнительными (оплачиваться дополнительно).

Практика применения Переходных положений Налогового кодекса Украины налоговыми органами идет следующим путем:

— под доходом от предоставления «гостиничных услуг» следует понимать доход от всех гостиничных услуг, в т.ч. основных и дополнительных;

— под термином «услуги по размещению путем предоставления номера для временного проживания» необходимо понимать основные услуги гостиницы, которые в зависимости от категории гостиницы и категории номера включаются в стоимость гостиничного номера.

Таким образом, для освобождения от налогообложения прибыли от предоставления гостиничных услуг (основных и дополнительных) доход от реализации основных услуг гостиницы должен составлять не менее 50% совокупного дохода данного субъекта хозяйственной деятельности (отельера) за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота. Логика законодателя в установлении подобного рода ограничения заключается в том, чтобы не допустить ситуации, при которой под видом мини-отелей с несколькими номерами предприниматели пользовались бы налоговой льготой, предоставляя при этом совершенно иные услуги, например — СПА, ресторана, wellness-центров и т.д.

В случае если субъект хозяйственной деятельности (отельер), помимо гостиничных услуг, осуществляет прочие виды деятельности, то освобождению от налогообложения подлежит лишь прибыль, полученная от гостиничных услуг, а прибыль, полученная от других видов бизнеса, облагается налогом на общих основаниях.

Главной особенностью налоговой льготы является требование к целевому использованию высвобожденных средств. В частности, для того чтобы воспользоваться налоговой льготой, отельеры обязаны использовать высвобожденные средства по узко определенному целевому назначению. Это может быть увеличение объемов предоставления услуг, переоборудование материально-технической базы, внедрение новых технологий и/или возврат кредитов (в том числе тех, которые были получены до вступления в силу Налогового кодекса), использованных на эти цели, уплату процентов по ним.

При неиспользовании остатков высвобожденных средств в течение 3-х лет по окончании периода, по результатам которого отельер высвободил данные средства и оставил их в своем распоряжении, субъект предоставления гостиничных услуг увеличивает налоговые обязательства на сумму такого остатка и уплачивает пеню согласно Налоговому кодексу Украины.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что налоговая льгота применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. прибыль отельеров освобождается, но при условии, что отельеры действительно занимаются предоставлением услуг размещения, что составляет хотя бы 50% совокупного дохода;
  2. льгота предоставляется, но лишь относительно прибыли, полученной субъектом хозяйствования от предоставления гостиничных услуг;
  3. высвобожденные средства отельеры используют по собственному усмотрению, но в рамках 3-летнего срока и в пределах целевого назначения, определенного законом, направленного на развитие гостиничной индустрии.

 

Читать полностью...